Всепоглощающая страсть человечества к передаче собственных эмоций с помощью живописи прослеживается с первых наскальных рисунков, лаковых миниатюр и монументальных работ стеновой росписи. Заветной мечтой творческих натур является создание картины, а вернее фрески, выполненной в технике росписи по сырой штукатурке. Не спорим, творческий процесс росписи увлекательный, требующий определенных навыков и знаний, о которых мы поведаем.
Содержание
Роспись по штукатурке
Бурное развитие цифровой технологии печати в содружестве с химической промышленностью упростила нанесение рисунков (печати) на любую поверхность. Не скроем, что данный способ оформления и декорирования, как и трафаретный, стал доступен для широкого потребления.
Копии живописных полотен, аккуратно наклеенных на стены, завораживают сюжетами и яркими красками, но что-то не хватает в этих штампованных рисунках. Совсем иное впечатление производит рисованная живопись по штукатурке.
Живопись (роспись) водяными красками, называемая фреской, известна со времен эпохи Возрождения.
Мастера украшали фресками дворцы и храмы, посвящая этому свою жизнь.
Живописные рукотворные фрески и картины великих Мастеров сохраняют прозрачность красок, яркость изображения и воздушность фактуры.
Искусство росписи требует от художника твердой уверенной руки, зоркого глаза и душевной чуткости.
В противном случае, не будут переливаться самоцветами краски, линии утратят свое изящество, а композиция желаемую ритмичность и гармонию. Роспись по сырой штукатурке в современном интерьере можно уверенно считать находкой декорирования. Стильность и оригинальность живописного рисунка способна украсить стены, потолок и даже двери квартир и домов.
Современная ручная стенная роспись по сырой штукатурке является трудоемким процессов и профессионально нанесенная высоко ценится.
Полезные советы
Существует два вида живописи: сухой способ нанесения краски и роспись по сырой штукатурке. Настенную живопись «по сухому» называют Альсекко, а роспись по сырой штукатурке Альфреско. Для сухого способа росписи используют краски, замешанные на воде, клеевой основе и желтках сырых яиц. Такая роспись более стойка к загрязнению и сырости, поэтому ее используют для росписи наружной стороны. В составе краски по сырой штукатурке: известь, песок, яичные белок и желток, растительные масла, натуральные краски, кирпичная крошка, лен и пенька.
Роспись по сырой штукатурке своими руками, поэтапная технология
Технология живописи по сырой штукатурке поддерживает естественные свойства извести в процессе высыхания переходить из жидкого состояния в коллоидно-кристаллическое вещество. В чем заключается сущность росписи? Известь, являясь основой штукатурного фона, в процессе реакции гасится водой, одновременно впитывая в созданный слой нанесенную краску.
Поэтому, увлажнение стены при росписи обязательно.
как сделать роспись собственноручно
Технологический цикл живописи состоит из этапов:
• специфичная подготовка поверхности
• нанесение слоев штукатурки с обязательным высыханием предыдущего слоя
• подготовка рисунка для живописи и нанесение его на поверхность
• роспись красками.
Технология росписи по сырой штукатурке многослойная. Количество накладываемых слоев составляет от 4 до 7. Подготовке стен к последующей росписи уделяют особе внимание.
выбор расположения рисунка
Будущий рисунок предпочтительнее расположить на свободной стене. Не помешает предварительно сделать эскиз размещения с уточненными размерами рисунка относительно высоты стены. Расположение рисунка возможно в нише и в простенках рядом с дверью или окном. Приветствуется естественное освещение будущей фрески.
подготовка стен к росписи
Скажем откровенно, подготовленная к росписи стена должна иметь неприглядный вид: неглубокие щели, выбоины с рваными краями и пазы. Все это необходимо для хорошего сцепления наносимых слоев с основанием. Стену портят с использование насадок перфоратора и молотка.
нанесение штукатурных слоев
Раствор штукатурки под роспись готовят с использованием кирпичной крошки и извести. Для приготовления штукатурки добавляют известь и гасят большим количеством воды до прекращения реакции.
Состав штукатурки:
• базового слоя — 1 часть известь, 3 части наполнителя,
• лицевого слоя — 1 часть извести, 2,2 части наполнителя.
Первый слой наносят толщиной от 2 до 4 см без затирки, оставляя грубые неровности на поверхности. Первые слои являются грунтовочными, поэтому их толщина более высокая. Сушка грунтовочного слоя составляет от 12 суток. Наносимые последующие слои более тонкие.
После окончательного высыхания всех слоев, последний лицевой слой увлажняют и начинают выполнять роспись.
Полезные советы
Грунтовочный слой для лучшего сцепления со стеной необходимо уплотнить. Для этого можно использовать плотные плоские предметы, которыми слегка простукивают нанесенный слой в процессе высыхания. Затем перед созданием следующего слоя наносят неглубокие вертикальные и горизонтальные линии. Последний слой должен иметь толщину от 1 до 3 мм и содержать просеянный кварцевый песок.
подготовка рисунка для живописи
Новичкам рисунок для росписи рекомендуется подбирать несложный с использованием нескольких цветов. Это может быть небольшой орнамент с выраженными тенями и полутенями. Сами того не замечая, вы изучите технику en grisaille.
Постепенно, усложняя рисунок, можно переходить к «букету в разброску» и картинам с перспективой.
Выбранный рисунок наносят на стену методом припорашивания.
Подготовленный рисунок на бумаге разрезают на отдельные фрагменты, одинаковые по размеру и рассчитанные на одиночный сеанс живописи. Контур эскиза переносят на свеженанесенную штукатурку с использованием иглы методом выдавливания или прокалывания.
Создать контур рисунка на стене можно с использованием диапроектора или эпидиаскопа.
Полезные советы, как сделать копию картины, показано в видео.
нанесение краски
Перед началом нанесения краски на рисунке, расположенном на стене, определяют осевую линию (линию равновесия). Первый маховый мазок при кистевом письме на плоскости начинают с крупных элементов и цветов. Затем постепенно переходят к меньшим элементам рисунка.
Своеобразие техники нанесения краски по сырой штукатурке заключается в первоначальном нанесении светлой краски, затем краски средник оттенков и самых темных. По мере нанесения светлого тона к более темному тону, краска впитывается в свежий штукатурный слой и немного блекнет. Поэтому после первого нанесения краски необходимо пройтись по рисунку и прокрасить темными красками, затем средними тонами и по окончании росписи светлыми.
Следующим этапом нанесения краски является световая моделировка: тоновая и теневая. Техника моделировки заключается в раскрытии фона рисунка или орнамента, создании падающих теней и подложки. Прокладка основных тонов создает плотность рисунка. Следующим этапом является процесс подмалевки и лессировки.
На этапе подмалевки подкрашивают и акцентируют динамику рисунка посредством светлого лессирующего слоя. В заключение процесса росписи фрагмента «по сырому» делают бликовку и прорисовку (чертежку).
Переход от каждого участка росписи к краю незаполненного фрагмента аккуратно срезают ножом и разглаживают до исчезновения шва. На новом фрагменте роспись повторяют идентично предыдущему.
Полезные советы
Известно, что для создания фрески и росписи всегда востребованы опытные мастера и специалисты.
Дороговизна краски и не менее дорогих крупных колонковых кистей для рисования должна заставить задуматься, а стоит ли игра свеч и в состоянии ли вы воспроизвести правильно рисунок. Не скроем, что живопись и роспись интерьера доступна состоятельным людям.