Что только не делают сегодня из такого, казалось бы, банального материала, как фанера. Это и любые предметы интерьера – мебель, межкомнатные перегородки, и даже ванные и раковины. Фанера экологична, очень прочная, практична, удобна в работе, имеет привлекательный внешний вид. В статье мы подробно рассмотрим этот строительный материал, его виды, характеристики, области применения, и.т.д. Отдельного внимания заслуживает ламинированная фанера, о которой мы также подробно расскажем ниже.
Содержание
Классификация фанеры
Фанера – многослойный стройматериал, состоящих из нескольких слоев шпона, склеенных между собой. При склеивании фанеры используется нечетное количество листов шпона (от 3-х штук). Для дополнительной прочности слои шпона расположены перпендикулярно друг другу по слоям древесины.
Фанера классифицируется по нескольким параметрам:
По направлению волокон:
• Продольная (волокна на лицевой стороне направлены вдоль листа).
• Поперечная (волокна направлены поперек листа).
По предназначению:
• Строительная.
• Промышленная.
• Упаковочная.
• Конструкционная мебельная.
По виду пропитки: ФОФ, ФСФ, ФК, ФБ, БС, БВ.
• ФОФ – влагостойкая фанера.
• ФСФ – фанера повышенной влагостойкости — при ее изготовлении применяется смоляной фенолформальдегидный клей. Из фанеры ФСФ монтируется ламинированная опалубка для монолитного этажного строительства.
• ФК – фанера, имеющая среднюю влагостойкость. При производстве используется карбамидный клей. Чаще всего применяется для внутренней отделке помещений и для изготовления мебели.
• ФБ – перед склеиванием листы шпона пропитываются бакелитовым лаком. Этот вид фанеры максимально устойчив к воздействию окружающей среды. Фанеру ФБ можно использовать в тропическом климате, в условиях сильно повышенной влажности, и даже под водой.
• БС – фанера пропитана бакелитовым спирторастворимым клеем. Обладает уникальными для фанеры свойствами: огромной прочностью, великолепной устойчивостью к разного рода агрессивным средам, упругостью, гибкостью, водонепроницаема, не гниет, не расслаивается, не раскисает. Другое название этой фанеры – «авиационная» из-за специфики использования – в авиа- и судостроении.
• БВ. Эта марка пропитывается бакелитовым клеем марки В (водорастворимый). Свойства этой марки практически, как и у БС, за исключением устойчивости к воздействию влаги.
По виду материала:
• Березовая.
• Хвойная.
По количеству слоев:
• Трехслойная.
• Пятислойная.
• Многослойная.
Как мы уже упоминали выше, при склеивании листа фанеры используется нечетное количество слоев шпона: благодаря этому они размещены симметрично к среднему слою. Если фанера склеена из четырех слоев шпона, внутренние слои укладываются перпендикулярно наружным для повышения прочности изделия.
По виду обработки:
• Нешлифованная фанера (НШ).
• Шлифованная с одной стороны фанера (Ш1).
• Шлифованная с двух сторон фанера (Ш2).
сорта фанеры
Соответственно ГОСТам сегодня фанеру разделяют на пять сортов. Каждый сорт отличается наличием дефектов и их количеством.
Сорт Е – элитный сорт фанеры. Дефекты не допускаются. В качестве исключения могут быть допустимы небольшие изменения, которые объясняются особенностями строения древесины.
Сорт I – допускаются незначительные повреждения поверхности и трещины, размер которых не превышает 20 мм.
Сорт II – могут иметь место трещины длиной до 20-ти сантиметров, небольшие вкрапления древесины и фрагменты выступившего на поверхность клея, но не более 2% от общей площади листа.
Сорт III – допускаются червоточины, диаметр которых не более 6 мм, количество до 10 штук на м². Общее число таких повреждений не должно превышать 9 штук на один лист фанеры.
Сорт IV – Фанера самого низкого качества. Могут присутствовать червоточины, имеющие диаметр не более 6-ти мм, количество не должно превышать 10 штук на 1 м².
Фанера этого сорта также может содержать следующие дефекты: сросшиеся, почерневшие и выпавшие сучки в неограниченном количестве, червоточины диаметром до 40 мм, дефекты кромки фанерного листа глубиной до 5-ти мм.
технология производства фанеры
Предварительно очищенное от коры и обработанное бревно (чурак) фиксируется в лущильном станке и вращается вокруг своей оси. К бревну подводится специальный лущильный нож, ширина которого равна длине бревна. С помощью ножа с бревна снимается «стружка»-шпон. После этого шпон раскраивается, сушится, сортируется и пакуется.
Слои шпона перекладываются между собой перпендикулярно волокнам древесины. Каждый четный слой шпона покрывается клеевым составом с четырех сторон, после чего пакеты шпона подвергают воздействию температуры под большим давлением в прессе. Готовую фанеру подгоняют под нужные размеры и упаковывают. В качестве дополнительной обработки фанеру могут шлифовать или ламинировать пленкой, что придаст материалу дополнительную прочность и устойчивость к влаге.
Ламинированная фанера
Большим спросом на современном рынке строительных материалов пользуется ламинированная фанера. На поверхность фанеры с одной или двух сторон наносится защитная пленка, на торцы листа – водоотталкивающая акриловая краска. Фанера влагостойкая ламинированная – прочный и долговечный материал, простой и удобный в эксплуатации.
Технические характеристики материала:
Среди прочих видов фанеры ламинированная отличается целым рядом преимуществ:
• Повышенная водостойкость, устойчивость к поражению грибками и воздействию агрессивной химической среды.
• Точные размеры листа.
• Простота и удобство в обработке и монтаже.
• Широкий выбор цветов и оттенков поверхности листа.
• Разный тип поверхности листа: гладкая (F), сетчатая (W), бумажная поверхность под покраску (SP).
• Большой срок службы — ламинированная фанера влагостойкая для опалубки может использоваться до 100 раз.
Отменное качество ламинированной фанеры объясняется тем, что в продажу допускается только два сорта: элитный сорт Е – без червоточин, сучков, повреждений и брака, и 1-й сорт, допускающий только самые незначительные дефекты (3 отверстия диаметром не более 6-ти мм, до 5-ти сучков диаметром 15 мм на 1 м²).
Материал обладает очень высокими эксплуатационными характеристиками еще и благодаря водоотталкивающему клею, которым соединяются слои шпона в листе. Дополнительную прочность и защиту от преждевременного износа материалу придает специальная пленка, которую приклеивают с одной или двух сторон листа с помощью пресса и под воздействием высокой температуры. Чем плотнее пленка, тем надежнее защита листа фанеры.
В состав защитной пленки часто включают фенолформальдегидные смеси или меламин, который повышают износоустойчивость материала. Такая облицовка считается токсичной и применяется, только если фанера используется для изготовления опалубки на монолитных работах.
Фанера ламинированная для опалубки: размеры, толщина листов
Толщина листа фанеры зависит от количества слоев прессованного шпона. Например, в листе ламинированной фанеры толщиной 6.5 мм. содержится 5 слоев шпона:
• 12 мм – 9 слоев.
• 15 мм – 11 слоев.
• 18 мм -13 слоев.
• 21 мм – 15 слоев.
• 24 мм – 17 слоев и т.д.
Листы ламинированной фанеры, согласно требованиям ГОСТа, выпускаются таких размеров:
• 1525х3050.
• 1500х3000.
• 1250х2500.
• 1220х2440.
Толщина листов может быть разной: 6-9-12-15-18-21-24-27-30-35-40 мм.
Допускается отклонение в толщине листа фанеры в пределах 1-2 мм.
Где применяется ламинированная фанера
Материал отечественного производства изготавливается, в основном, из березы. Качество березовой фанеры позволяет использовать ее для изготовления опалубки под заливку бетона на монолитных работах. Фанера отечественного производителя спокойно выдерживает от 40 до 60 циклов заливки при этажном монолитном строительстве.
Немалой популярностью у потребителей пользуется также китайская фанера ламинированная для опалубки цена на которую намного ниже отечественных и европейских аналогов. Однако никакими другими преимуществами, кроме низкой стоимости, китайская фанера не обладает и выдерживает не более 5- 20 циклов заливки. Китайский материал используется чаще всего для заливки фундаментов.
Самую прочную и высококачественную ламинированную фанеру производят в Финляндии. Фанера для опалубки производства Финляндии выдерживает 100 и больше циклов заливки бетона.
Как уже было сказано выше, чаще всего ламинированную фанеру используют при сооружении многоразовой опалубки в монолитном строительстве для заливки перекрытий, пилонов, колонн, капитальных стен, а также при строительстве мостов, тоннелей, и.т.д. При этом используется высококачественная фанера толщиной не менее 18 мм. форматом 1500х300 и 1220х2440 мм – в зависимости от толщины перекрытия, и, соответственно, нагрузки на опалубку.
В строительной отрасли ламинированная фанера применяется также для:
• Сооружения строительных лесов.
• Заборов и разного рода ограждений.
• Изготовления мебели, дверей и межкомнатных перегородок.
• Покрытий для пола.
Опалубка для фундамента из фанеры
Ниже мы опишем один из самых простых вариантов сооружения опалубки из фанеры под заливку фундамента частного дома.
В первую очередь роются траншеи на необходимую глубину. Под свайно-ленточный фундамент бурят скважины по дну траншей, после чего дно траншей и скважин просыпают слоем песка, который трамбуется, после чего дно проверяют нивелиром и при необходимости выравнивают.
Далее монтируется опалубка. Ламинированная фанера для опалубки располагается по обеим сторонам траншеи, параллельно друг другу. Таким образом, укладывают листы по всему периметру будущего здания, под капитальные стены, и.т.д.
Пример щита опалубки из фанеры на изображении:
Чтобы фанера не съезжала под давлением бетона, ее крепят с помощью распорок, раскосов, внутренних и внешних перемычек, которыми скрепляют два противоположных листа.
Кроме того, между собой листы крепят металлическими шпильками с резьбой, на которые с обеих сторон навинчиваются широкие шайбы.
На шпильки надевают обрезки пластиковой трубки, иначе шпильку невозможно будет извлечь из застывшего бетона, а из трубки шпилька извлекается легко. Сама трубка остается в бетоне. Для того, чтобы шпильки не стянули листы фанеры между собой больше, чем нужно, между листами вставляют деревянные бруски, ширина которых соответствует толщине фундамента.
Боковые стенки фанерных листов дополнительно укрепляют деревянными рейками в несколько рядов. В рейках и фанере сверлятся отверстия чуть больше 10 мм, в которые впоследствии вставляют металлические шпильки и крепятся вместе с рейками.
Если фундамент невысокий, рейки устанавливают только вверху и внизу листов. Для высоких фундаментов пускают еще одну, посередине. Места угловых соединений фанеры соединяют угловыми скобами, которые крепятся саморезами.
Все крепления опалубки необходимо делать только снаружи. Гвозди забивают изнутри, концы загибают с наружной части – внутренняя часть опалубки должна быть гладкой.
Важный момент: если фанера уже неоднократно использовалась для заливки, внутреннюю часть опалубки нужно обязательно обработать олифой или хотя бы отработанным моторным маслом – в противном случае лист с недостаточно гладкой поверхностью будет очень проблематично оторвать от застывшего бетона.
Перед заливкой все щели между листами фанеры тщательно заделываются, чтобы не вытекал жидкий бетон. Для дополнительной защиты опалубки сверху на нее могут одевать металлические хомуты, также снаружи в землю забивают деревянные или металлические колья вплотную к фанере, верхние части которых стягивают между собой проволокой. После того как бетон застынет, опалубку аккуратно демонтируют, после чего листы фанеры могут быть использованы повторно.